ПОА в вопросах и ответах

Профессионально-общественная аккредитация в вопросах и ответах

Сколько стоит прохождение ПОА в АКАР?

В настоящее время в АКАР действует специальное предложение по аккредитации:
·      одна программа - 200 000 руб.;
·      две программы – 175 000 руб./программа;
·      три программы – 150 000 руб./программа;
·      четыре программы – 125 000 руб./программа;
·      пять программ – 100 000 руб./программа.

 
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это один из элементов формирующейся в России системы независимой оценки качества образования. Она выстраивается в соответствии с  федеральными законами, а также профессиональными стандартами, разработанными отраслевыми объединениями, и направлена на выработку эффективного социального партнерства между сферой труда и сферой образования.
 
 АКАР – объединение профессионалов коммуникационного рынка России. Какие программы аккредитует АКАР?
 
Программы в области маркетинга, рекламы, дизайна, связей с общественностью и другие программы в области коммерческих коммуникаций.
 
Чем отличается ПОА от государственной аккредитации?
 
ПОА представляет собой признание качества и уровня подготовки лиц,
освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда общественностью и профессиональным сообществом.       
 
 
На каком основании проводится ПОА?
 
·        На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-Ф. Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015),статьи 95, 96, а также:
·        Закона «Об образовании» от 27.12.2009г. ст. 33, п. 25.
·        Приказа Министерства образования и науки РФ № 233 от 30 июня 2009г. «О мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования» п. 5 о разработке «Комплекса мероприятий по стимулированию развития системы независимых рейтингов и общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ непрерывного профессионального образования».
·        Распоряжения Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 года об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в котором одной из задач является «…создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования, <…> создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации».
 
ПОА носит добровольный или обязательный характер? Какие принципы лежат в основе ПОА?
 
Профессионально-общественная аккредитация проводится на основе следующих принципов:
·        добровольный характер прохождения профессионально-общественной аккредитации организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
·        единство требований при оценке качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы по одной профессии, специальности, направлению подготовки вне зависимости от организации, в которой были освоены образовательные программы;
·        независимость профессионально-общественной аккредитации от государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
·        объективность и компетентность профессионально-общественной аккредитации, обеспечиваемая отбором и подготовкой экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;
·        открытость, достоверность и актуальность информации о процедурах и результатах профессионально-общественной аккредитации.
 
А каковы стандарты и критерии ПОА? Что подвергается независимой оценке?
 
Программы, представляемые на аккредитацию, оцениваются в соответствии со следующими критериями (виды и количество критериев определяются в зависимости от типа программы, представленной к аккредитации):
·        Миссия, цели, потребители программы.
·        Студенты. Магистранты. Докторанты (слушатели).
·        Учащиеся. Студенты(слушатели).
·        Профессорско-преподавательский состав.
·        Содержание программы.
·        Учебный процесс.
·        Интеллектуальный вклад, связь с деловым сообществом и общественностью.
·        Ресурсы программы и др.
Оценочные параметры по каждому из критериев регламентируются требованиями, предъявляемыми к программам соответсвующего типа.
 
 
Что собой представляет процедура проведения программной профессионально-общественной  аккредитации и каковы её этапы?
 
Процедура программной аккредитации разработана в соответствии с Европейским стандартами и руководящими принципами (ESG), документами ЕАСА (Европейская Ассоциация Коммуникационных Агентств), IAA  (Международная Рекламная Ассоциация), лучшими зарубежными практиками, профессиональными и образовательными стандартами РФ. 
 
Процедура аккредитации включает в себя следующие этапы:
 
1-й этап.
 
 1) представление организацией образования заявки на аккредитацию в АКАР с краткой характеристикой деятельности вуза и образовательной программы;
 2) подписание договора о проведении аккредитации образовательной программы(программ) между АКАР и организацией образования. В договоре указываются права и обязанности сторон, стоимость процедуры, сроки проведения аккредитации;
3) проведение ВУЗом процедуры самооценки, составление отчета о самооценке ОП в соответствии со стандартами и критериями, определенными АС АКАР;
4) представление отчета о самооценке в АС АКАР.
 
 
2-й этап.
5) АС АКАР формирует компетентную команду экспертов и сообщает её состав аккредитуемой  организации образования;
6) команда экспертов знакомится с материалами самооценки, посещает организацию образования и проводит внешний аудит, формирует отчет о внешней оценке, который передает в АС АКАР;
7) АС АКАР направляет в аккредитуемую организацию образования полученный отчет команды аудиторов по оценке деятельности  для изучения.
8) организация образования представляет отзыв на отчет и при необходимости вносит дополнения или корректировки в проект итогового отчета аудиторов в течение одной недели после получения отчета.
 
3-й этап.
9)Комиссия по ПОА АКАР, после изучения материалов по самооценке и отчета по внешнему аудиту, готовит заключение для Аккредитационного Совета;
10) Аккредитационный Совет принимает решение. Принятие решения Аккредитационным советом осуществляется на основе отчета по самооценке, отчета по аудиту командой внешних экспертов и рекомендаций комиссии по ПОА АКАР.  Положительный отчет экспертной команды и заключение Комиссии по ПОА АКАР являются обязательным условием для принятия положительного решения Аккредитационным советом.
 
Аккредитационный советом может быть принято следующее решение:
 - аккредитовать;
 - аккредитовать с условием (с замечаниями) с необходимостью устранения замечаний;
 - не аккредитовать.
В случае принятия Аккредитационным Советом положительного решения об аккредитации,  организации образования выдаётся свидетельство о профессионально-общественной (программной) аккредитации, решение об аккредитации образовательной программы высшего учебного заведения направляется в Министерство образования и науки РФ и информация размещается на веб-сайте АС АКАР.
 
А  если образовательная организация получит отказ в аккредитации?
        
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в Комиссию по ПОА АКАР апелляционное заявление о несогласии с принятым решением, в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации.
       
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой АКАР совместно с аккредитующей организацией.
 
В случае установления апелляционной комиссией, что оспариваемое решение аккредитующей организации принято с нарушением процедур профессионально-общественной аккредитации или на основании аккредитационной экспертизы, проведенной с нарушением методики ее проведения, АС АКАР принимает решение о его пересмотре.
 
Как и где можно использовать результаты профессионально-общественной аккредитации?
 
Профессионально-общественная аккредитация осуществляется с целью повышения эффективности управления качеством образования и призвана способствовать развитию конкурентной среды, выявлению и распространению подтвердивших свою результативность образовательных программ.
Информация о профессионально-общественной аккредитации  вносится аккредитующими организациями в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и общедоступной. Реестр образовательных программ размещается в сети Интернет.
 
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают наличие профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при принятии иных управленческих решений в отношении организаций, реализующих образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию.
Результаты профессионально-общественной аккредитации  используются аккредитующими организациями и иными заинтересованными организациями при формировании рейтингов образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Иными словами, организации образования, прошедшие программную аккредитацию получают возможность  стать участниками национальных (всероссийских) и международных рейтингов.
 
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании результатов профессионально-общественной аккредитации получают объективную, достоверную информацию о качестве реализуемых ими образовательных программ, что позволяет совершенствовать содержание и условия реализации указанных программ.
Организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, имеет право:
·   размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации у реализуемых образовательных программ на официальном сайте, на информационных стендах, в том числе при приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
·   включать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях;
·   указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании  и (или) о квалификации и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию (в случае выдачи документов собственного образца).
·        Потребители образовательных услуг (абитуриенты и обучающиеся по соответствующим образовательным программам) используют информацию о профессионально-общественной аккредитации при выборе образовательной программы.
 
Что надо сделать, чтобы пройти процедуру ПОА?
Подать заявку в АС АКАР.

 

Младший менеджер проектной деятельности Дарья Никольская dnik@akarussia.ru, тел/факс: +7 495 662 39 88

 

Члены АКАР
Партнёры АКАР