Забыли пароль?
 
3030
Ближайшее событие

ОБЪЕМ РЕКЛАМНОГО РЫНКА РОССИИ В 2011 ГОДУ

21 Февраль 2012

Комиссия экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития рекламного рынка России за 2011 год. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (сегмент ATL-услуг) без учета НДС, несмотря на серьезное замедление темпов роста в конце года, составил 263.4 млрд.руб., что почти на 21% больше, чем за предыдущий год. 2011 год для российского рынка оказался весьма знаменательным, поскольку наконец удалось превысить показатели докризисного 2008 года (+4%).

 
сегмент
2010 год
2011 год
прирост в 2011 году
млрд.руб.
%
Телевидение*
110.8
131.0
18
в т.ч. эфирное
109.2
128.9
18
кабельно-спутниковое
1.58
2.16
36
Радио
10.3
11.8
15
Печатные СМИ
38.0
40.4
6
в т.ч. газеты
8.2
8.8
7
журналы
18.3
19.8
8
рекламные издания
11.4
11.8
3
Наружная реклама
29.7
34.3
15
Интернет**
26.8
41.8
56
в т.ч. медийная реклама
10.5
15.3
45
контекстная реклама
16.3
26.5
63
Прочие медиа
3.1
4.1
32
в т.ч. Indoor-реклама
2.4
3.2
35
реклама в кинотеатрах
0.75
0.93
25
ИТОГО по сегменту ATL
218.6
263.4
21
Маркетинговые услуги
55.1
68
23
 
* - без учета политической рекламы, объем которой составил в ноябре-декабре 2011 года 1.0 млрд.руб. без НДС.
** - данные по сегменту Интернет-рекламы за 2009-2010 гг. скорректированы.

Комментарии экспертов

Евстафьев Владимир Александрович- Председатель
Реклама- отражение фактической ситуации в экономике. В этом смысле она зависимый бизнес. Индустрия слишком долго выходила из кризиса, и  важно отметить, что 2011 год - самый успешный год  за всю историю российской рекламы. Индустрии понадобилось  ровно два года, чтобы достичь  результатов  2008 года относительно показателей медийных бюджетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
Веселов Сергей Вячеслович – Директор по маркетинговым исследованиям Аналитического Центра «Видео Интернешнл».
По сегменту ATL наблюдается прирост в размере 21%, в денежных показателях эта цифра составляет около 25 %. К сожалению, имеющиеся показатели не столь значительны, так как данные считаются в текущих ценах без учета инфляции. Это значит, что рассчитав рыночные показатели с учетом инфляции, Вы обнаружите, что прирост на 4% от уровня 2008 года не наблюдается.  Если же перевести подобные показатели в американскую валюту, то результат будет очевиден:  2011 год на 15% хуже, чем 2008.
 
По итогам 2011 года Россия сможет занять лишь 12 место в мире по объемам рынка, в то время как еще в  2007-2008 годах наша страна твердо держалась в десятке лучших. Также стоит отметить, что динамика роста Бразилии и Китая на рекламном рынке гораздо выше, чем в России. К сожалению, стабильность достигнута на низком уровне. Не случайно России грозит исключение из числа стран БРИК.
 
Отрадно заметить, что 2011 год  все же не кризисный,  хотя изначально предсказывался как неровный по динамике. Среди полученных данных  четко видна положительная динамика в первой половины 2011 года до 30%, во второй половине порядка 15%. Подобная ситуация вполне предсказуема, так как показатели 2010 года не намного превышали показатели 2008 года.
 
В целом прогнозы экспертов оправдались.  По объему телевизионной рекламы  изначально  ожидалось 20-22%, в результате было получено 18%.  Политическую рекламу было решено не включать в рейтинг объемов рынка рекламы в виду отсутствия экономического показателя данной категории.  По рынку в целом прогноз держался на уровне 20- 24 %, а получили 21%. Не смотря на то, что журналисты сомневались в результате показателей, экспертный совет пересмотрел данные и пришел к выводу: в индустрии наблюдается постепенный рост. 
 
На данный момент на рынке возникла серьезная неопределенность.  В связи с финансовыми проблемами в мировой экономике,  многие рекламодатели серьезно задумались  над вопросом распределения медийного  бюджета. С 1998 года не было подобной ситуации, когда головной офис  транснациональных компаний столь жестко контролировал московские представительства, урезая финансирование.  Хотя в период 2008 года можно было наблюдать обратную ситуацию, когда крупнейшие рекламодатели, не смотря на кризисную ситуацию, увеличивали собственные рекламные бюджеты. В целом ситуация на рекламном рынке  на начало 2012 года вызывает осторожный оптимизм.
 
Говоря о телевизионной рекламе, важно отметить  50% объем данного субъекта от общей доли медийного рынка.   Динамично развиваются как федеральное, так и  региональное направление. К началу 2011 года федеральное телевидение развивалось стабильно, хотя темпы региональной рекламы в отдельных случаях падали до 18-19 %. Однако к концу 2011 года ситуация выправилась и региональное направление добралось до отметки в 20 %. Спутниковое телевидение, достигнув показателя в 36 %, производит впечатление перспективного рекламного носителя.  
 
На основании данных крупных российских холдингов, пришли к выводу, что прирост объемов радиорекламы равен  15 %. Московский и национальный рынок  растет достаточно медленно, на уровне 12-13 %.
У печатных СМИ наблюдается  прирост на уровне 6 %. Российские показатели падения с 49% до 16 %, схожи с  мировыми, где уровень прессы существенно снижается с  43% до 22-23%.  Подобная ситуация отчасти обуславливается ростом сети Интернет в роли альтернативного канала,  также медленным восстановлением рыка в послекризисный период. В 2011 году в лидеры печатной рекламы  отрасли выбились газеты с приростом около 20% , в то время как во всем мире доля данного носителя стремительно падает. Основная причина подобного явления - относительная незанятость  ниши.  На долю рекламы в журналах приходится порядка 50% всех рекламных бюджетов, хотя еще  5-6 лет назад показатели не  превышали 30%.
 
Березкин Андрей Владимирович- председатель комитета по наружной рекламе, генеральный директор ЗАО «Экспар Аналитик».
Прирост наружной рекламы по сравнению с 2011 годом достиг 15%. К началу 2012 года наружная реклама не достигла показателей докризисного 2007 года.
 Ситуация на московском рынке наружной рекламы осложняется кадровыми перестановками в системе управлении городом. Постепенно реализуются административные нововведения, превращаясь в устойчивую тенденцию.  Одно из ключевых изменений произошло в вопросе борьбы с незаконной рекламой.  Усилиями московских властей были приведены повсеместные демонтажи таких запрещенных рекламных носителей, как  на заборы и строительные сетки.  Кроме того городские  власти продемонстрировали решимость в борьбе с ранее законным форматом перетяжек. Подобная ситуация моментально отразилась на общем объеме роста рынка наружной рекламы.  С другой стороны административные изменения коснулись  рекламы на транспорте. На смену профессиональным участникам рынка пришли новые игроки. Однако подобные изменения привели к понижению общего объема размещаемой рекламы. Подобные потери  определяют низкие темпы роста наружной рекламы.
Перспективы  развития данной отрасли остаются достаточно неопределенными в связи с проблемами четкого регулирования отрасли. Однако в ближайшее время городские власти планируют разработать концепцию и схему размещения городских рекламных носителей, планируя закончить  к 2013 году проведением массовых аукционов и сокращением общего уровень сокращений наружных рекламных площадок  до 20 %.
 
Шиловский Павел Всеволодович –Директор по стратегии Синема 360.
На рынке рекламы в кинотеатрах ситуация достаточно стабильна. В 2011 году прирост составил всего 25 %, не достигнув максимального результата 2010, когда был зафиксирован 90% прирост. Полученные показатели  отражают  всеобщий интерес к кино  и заинтересованность в появлении новых площадок, не смотря на очевидную перенасыщенность рынка. Доля однозальных кинотеатров постепенно сокращается, расширяя пространство для многозальных кинотеатров, как правило, располагаемых в крупных торговых центрах. Однако доля сетевых кинотеатров  составляет не больше 3% от общей структуры рынка.
 
 
 
 
 
Кулаков Алексей Александрович- Медиадиректор Медиаэдж  Си Ай Эй.
Общий прирост indoor рекламы составил 35%. Медийный  indoor  столкнулся с существенным замедлением роста в  IV квартале и сокращением бюджета среди рекламодателей FMSG сектора. Значительный рост продемонстрировала реклама в аэропортах  в связи с общим повышением уровня цен, прошедшими конкурсами, а также открытием нового терминала в Шереметьево.
 
 
 
 
 
 
 
 
Беляев Алексей Александрович – Председатель Комитета по исследованиям, IAB Russia.
Лучшую динамику роста продемонстрировала Интернет реклама, определив 2011 год как максимально  прибыльный.  Рост в медийной рекламе составил 45%, в то время как рост в контекстной рекламе составил 63%. Также произошла переоценка данных за 2009-2010 года в связи с изменением публичности и открытости предоставляемых  данных от  крупнейших представителей Интернет индустрии. Оценки, полученные  АКАР ранее,  оказались намного меньше, чем показатели  открытого аудита.
Говоря о трендах, можно выделить  увеличение количества видеорекламы в Интернете в роли перспективного носителя за первую декаду 2011 года.
 
 
 
 
Глейзер Лев Михайлович- Директор по развитию медийных продуктов Яндекс.
Ключевое отличие Интернета заключается в росте медиапотребления . Сокращение и падание показателей традиционных рекламны носителей допреднеляет динамину роста Интернета как новой среды медиапотребления. Необходимо также отметить на увеличение времени, затрачиваемое потребителями в сеи Интерет, таким образом происходит всеобщая миграция пользовелей страдицонных медиа на Интернет. Увеличивает скорость роста,  не смотря на кризис 2008 года. В свою очередь Интернет был единственным медиа в 2009 году, показавшим рост в условиях падения  рынка. В 2012 планируется укрепления Интернета в роли ведущей медиа площадки и привлечение все большего числа рекламодателей и медиабюджетов. Что касается внутренних трендов Интернета, необходимо выделить статус публичности и максимальной прозрачности индустрии и предоставляемых данных. Также происходит централизация таких крупшейших холдингов, как Яндекс и Mail.ru. Консткция и коммуникация сместилась к более массовой аудитории. И также важно отметить, что дневная аудитория Интернета в своей массе перебивает центральные каналы телевидения. Таким образом, можно сказать, что Интернет становится массовым медиа.
 
Симонов Михаил Юрьевич- Президент Российской Ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ).
По результатам объемов рекламного рынка за 2011 год маркетинговые услуги входят в тройку лидеров.  Ожидается окончательное закрепление правил открытости и прозрачности за всеми участниками индустрии. В РАМУ создан специализированный Исследовательский комитет, проводящий рейтинги и внутриотраслевые исследования, необходимые для понимания вектора развития рекламного рынка. 2011 год выдался благоприятным для агентств- членов  РАМУ,  обозначивших  прирост в размере 60%. 


Комментарии4

Аватар пользователя Гость
Гость 21.02.2012 в 22:35

Впечатляет.

Аватар пользователя Гость
Гость 22.02.2012 в 01:35

отличный отчет! спасибо! поясните, пожалуйста, куда в группе Интернет относятся такие вещи как "смм", "промосайты", а так же что такое медийная реклама, а что подразумевается под контекстной?

Аватар пользователя Гость
Гость 24.02.2012 в 11:21

>в т.ч. Indoor-реклама
Добрый день, не могли бы вы пояснить эту формулировку? Вы имели ввиду именно наружную рекламу или digital indor?

Аватар пользователя Гость
Гость 17.03.2012 в 15:48

Коллеги, расскажите, пожалуйста, как вам удалось допустить такое количество ошибок в столь коротком тексте? Просим прилюдно выпороть "мастера".

Аватар пользователя Гость