РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК ПЕТЕРБУРГА: ИТОГИ-2013, ПРОГНОЗЫ-2014

20 Март 2014
По оценке экспертов Северо-Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рынка ATL-рекламы в 2013 г. в Петербурге составил 21,9 млрд рублей*. За год рекламный рынок вырос на 9% по сравнению с 2012 г., когда его объем был оценен в 20 млрд. рублей.
 
Традиционно в середине марта Северо-Западное представительство АКАР организовало ежегодный круглый стол «Рекламный рынок Петербурга 2013-2014. Итоги и прогнозы». По сложившейся традиции эксперты - представители крупнейших компаний, работающих на рекламном рынке города - оценивали сегменты ATL-рекламы и говорили о тенденциях и перспективах их развития.
 
По мнению собравшихся, на итоговые сборы в 2013 г. оказали сильное влияние кроме макроэкономических факторов еще и несколько событий федерального и местного масштаба. Во-первых, законодательный запрет на рекламу алкоголя и табака. Во-вторых, так и не сформированная в течение года схема размещения объектов наружной рекламы, что сделало невозможным проведение торгов, которые ожидал местный рынок. В результате активность  рекламодателей на этом рынке снизилась примерно на треть.
 
В итоге наибольший прирост показал сегмент Интернет-рекламы – плюс 31%. Объем сегмента составил 6,67 млрд рублей. При подсчетах эксперты учитывали медийную и контекстную рекламу, а также деньги, которые петербургские рекламодатели тратят в других регионах России. Последнее обстоятельство вызвало дискуссию среди участников встречи о целесообразности включения этих средств в оценку объема петербургского Интернет-рынка. Попытка выделить эту долю рынка успехом не увенчалась: одни эксперты считают, что она не превышает 1%, другие оценили ее в 10%. В итоге участники встречи остановились на цифре 6,67 млрд (без НДС) с оговоркой, что в этот объем входят также средства, которые петербургские рекламодатели тратят на Интернет-рекламу в других регионах России. По прогнозам на 2014 г. рынок Интернет-рекламы замедлит рост до 25-20%.
В топ-3 сегментов с наибольшим приростом вошли также ТВ и транзитная реклама.
 
Объем ТВ-сегмента в 2013 г. в Петербурге составил 4,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с заработанными в 2012 г.  4,5 млрд. рублей на 7%. В число рекламодателей с наибольшими бюджетами попали компании из сферы ритейла и недвижимости. В 2014 г. эксперты не ожидают роста рынка более, чем на 5%. Среди причин они называют вступивший с 2014 г. запрет на рекламу медицинских услуг в любых СМИ, кроме специализированных, а также почти достигшие своего потолка расценки на размещение рекламы, ограниченное количество инвентаря и общую экономическую ситуацию в стране и мире.
 
Прирост в 7% показала и транзитная реклама. Ее объем составил 387 млн. рублей, при этом сборы от внутрисалонной рекламы (indoor) оцениваются экспертами в 112 млн, а outdoor – в 275 млн рублей.
Радио-сегмент, по оценкам экспертов, вырос на 5% до 1,450 млрд рублей. «Топовые» рекламодатели петербургского радиосегмента остались теми же, что и годом ранее – ритейл, недвижимость, транспорт и финансы.
 
Наименьший рост продемонстрировал сегмент наружной рекламы - 3,5%. Этот рынок оценили в 4,150 млрд. рублей. Произошли изменения в составе рекламодателей: лидерами по затратам на наружную рекламу стали компании из сферы недвижимости, авто и компонентов, развлечений, финансовые организации. Прогнозы экспертов на 2014 г. неутешительные. По их мнению, дадут о себе знать тенденции, заложенные на рынке наружной рекламы в 2013 г.: это означает, что рынок может упасть на 5-10%.
 
Сборы от рекламы в Петербургском метрополитене традиционно оценивает Открытая Ассоциация рекламных агентств и маркетинговых коммуникаций, в состав которой входят агентства «Анфас», «Афкап», «Коммет» и «Метроном». По их оценке, в 2013 г. в метрополитене было размещено рекламы на 1,1 млрд. рублей. Рынок остается на одном и том же уровне уже третий год подряд. Эксперты не ожидают роста и в 2014 г.
 
В ушедшем году «в минусе» вновь, как и в 2012 г., оказалась пресса. Объем рынка печатной рекламы упал на 4,2%, составив 3,4 млрд рублей против 3,56 млрд годом ранее. Однако, как замечают эксперты, рынок падал неравномерно: газеты- и журналы-лидеры почти не ощутили этого падения. Топ-3 рекламодателей по бюджетам составили компании из сферы недвижимости, медицины, непродовольственного ритейла.
 
Ожидания экспертов от 2014 г. противоречивые: с одной стороны, если судить по данным мониторинга за январь-февраль, возможна стабилизация рынка на нынешнем уровне, с другой – из-за потерь в связи с запретом рекламы медицинских услуг, падение может составить 5%.
 
* Объемы рынка и сегментов указаны с учетом НДС
 
Эксперты, принявшие участие во встрече 13.03.2014:
ТВ:
Паповян Наира («Vi Петербург»)
Николай Гришков («Алькасар СПб»)
Наталья Самсонова («РЕН ТВ Петербург»)
Виктория Филонова («Пятый канал»)
Андрей Семенов («Национальное Медиа Агентство»)
 
РАДИО:
Павел Мордаев («Дорожное Радио» - «Радио для Двоих» - «Радио ВАНЯ»)
Полина Гнетецкая («PMI Radio»)
 
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА:
Владимир Рябовол («Russ Outdoor»)
Дмитрий Ганибалов, Гаяне Петросян («Волгобалт Медиа»)
Галина Щербинина («Clear Channel Russia»)
 
ТРАНЗИТНАЯ РЕКЛАМА:
Михаил Бурцев («ПTV /Первое Популярное Телевидение»)
Вадим Богданов («Transit Media Group»)
 
МЕТРОПОЛИТЕН:
Игорь Савви («Метроном», Открытая Ассоциация рекламных агентств и маркетинговых коммуникаций Петербургского метрополитена)
 
ПРЕССА:
Григорий Матыжев («Metro-Петербург»)
Ирина Ли Чан («Панорама TV»)
Дмитрий Витковский, Вадим Балакирев («Антенна-Телесемь. Санкт-Петербург»)
 
ИНТЕРНЕТ:
Анастасия Августовская, Людмила Данилушкина («Яндекс»)
Елена Пирожкова («АЖУР-МЕДИА»)
Максим Виноградов («RealWeb»)
Андрей Добрый («PDG»)
Анна Ковалева («Vi Петербург»)
 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПАНИИ:
Михаил Попонов, Екатерина Кузнецова («TNS Россия»)
Вера Дементьева («ЭСПАР-Аналитик»)

Андрей Волков («Гортис») 


Комментарии

  • Доступны HTML теги: <b> <i> <em> <strong> <code> <ul> <ol> <li>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Члены АКАР
Партнёры АКАР