Крупнейшие индустриальные объединения и ФАС РФ договорились об общих подходах к соблюдению законодательства о рекламе фармпрепаратов

8 Ноябрь 2018

Ведущие индустриальные объединения фармацевтической отрасли, Ассоциация коммуникационных агентств России подписали при участии Федеральной антимонопольной службы документ, позволяющий исключить разные интерпретации требований законодательства при рекламе безрецептурных фармацевтических препаратов.

7 ноября в конференц-зале Мариотт Гранд состоялась официальная презентация результатов работы по созданию «Рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств». С инициативой разработки документа выступила секция по фармкоммуникациям АКАР ровно год назад на Национальном рекламном форуме.

Итоговый документ, содержащий подробную трактовку десяти отдельных положений ФЗ «О рекламе», подписали сразу шесть крупнейших индустриальных объединений: Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIPM), Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП), Ассоциация европейского бизнеса (AEB), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Международная конфедерация обществ потребителей и Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).

Подписание «Рекомендаций» уже сегодня называют огромным шагом в направлении развития саморегулирования рекламной индустрии и уникальным примером межотраслевого диалога.

Сергей Пискарев, Президент АКАР

«Основная цель подготовки Рекомендаций – это формирование единообразной практики при подготовке рекламных материалов и рассмотрении случаев нарушения требований законодательства. Ответственное саморегулирование как внутриотраслевое, так и межотраслевое служит основополагающим условием для минимизации нарушений в данной сфере. Кроме того, это снижает риск нежелательных инициатив запретительного или ограничительного характера. Эффективное саморегулирование, нормы которого постоянно совершенствуются, дает возможность развивать новые методы коммуникации и каналы продвижения рекламного контента в отношении фармацевтических продуктов».

 

Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM)

«Впервые на фармацевтическом рынке Российской Федерации крупные профессиональные объединения консолидировали свою позицию по вопросам рекламы лекарственных средств прежде всего с профильным регулятором в лице ФАС России и рекламной отраслью, тем самым публично подтвердив жизненность института ответственного саморегулирования и принципиальную приверженность социально ответственной индустрии максимально соблюдать дух и букву действующего законодательства при надлежащем правоприменении. Данная инициатива ориентирована на всех заинтересованных участников рынка, знаменуя собой качественно новый характер профессионального взаимодействия представителей фармацевтической отрасли с регулятором на принципах саморегулирования и создает хорошую основу для распространения подобных подходов и на иные сферы правоотношений не только с ФАС, но и другими федеральными органами исполнительной власти».

Рекомендации подготовлены при поддержке Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России). Все комментарии регулятора были учтены при подготовке документа. Ожидается, что «Рекомендации» будут использоваться территориальным УФАС при рассмотрении дел о нарушениях законодательства в этой сфере.

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России

«Подписание Рекомендаций — это эпохальное событие, и не только для фармацевтической отрасли. Документ может стать базовым для тиражирования в других сферах деятельности, и тем ценнее он для всего рынка. После того, как начались работа и диалог над проектом, компании-производители изменили свои подходы к рекламному креативу, и центральный аппарат ФАС России не зафиксировал ни одного нарушения в рекламе безрецептурных лекарственных препаратов. Создание Рекомендаций - пример отличного взаимодействия между бизнесом и государством».

Рекомендации в значительной части разработаны на основе обзора судебной практики и практики ФАС России по законодательству о рекламе безрецептурных лекарств с 2015 по 2017 г. Документ содержит, в частности, перечень слов и выражений, недопустимых для использования в рекламе безрецептурных препаратов («быстро», «победа», «полное излечение», «решение проблемы», «однозначно», «непременно»). В части лингвистических характеристик текста консультативную поддержку оказал Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН.

Наиболее частым поводом возникновения претензий со стороны регулятора была гарантия эффективности препарата, в частности использование в рекламе слова «быстро». Только в 2017 г. ФАС России было возбуждено 25 дел о нарушении антимонопольного законодательства в этой части.

Фармпроизводители теперь могут использовать в рекламе только ту информацию, которая подтверждена инструкцией, стандартами медицинской помощи и другими документами, утвержденными Минздравом. Проводить сравнения лекарств можно будет только по сопоставимым характеристикам на основе научно обоснованных данных и достоверных сведений.

Александр Оганджанян, руководитель секции фармкоммуникаций АКАР

«Это беспрецедентный случай командной работы. Много лет проблема отсутствия единого подхода к исполнению требований законодательства стояла на повестке дня, десятки раз пытались с разных сторон к нему подойти и никогда не получалось. Ровно год назад вопрос о возможности создания такого документа был нами поднят на секции фармкоммуникаций НРФ 2017. Мы собрали всех за круглым столом, пригласили производителей рекламы и производителей лекарственных препаратов к поиску решения в рамках межотраслевой рабочей группы. В течение года образовалась огромная рабочая группа из нескольких десятков специалистов, которые начали активно работать с юристами вместе с представителями института русского языка, ФАС, вместе с ассоциациями по защите прав потребителей. При непосредственном участии АКАР нам удалось создать документ, который устроил всех. В итоговом документе четко прописано, как и что делать. Значение этого события для рынка огромно: теперь для всех есть единые, прозрачные и четкие правила, по которым можно играть, не боясь наказаний, сорванных рекламных кампаний, снятых с эфира роликов и т.д.».

Основной текст документа подготовили юридическая фирма BRYAN CAVE LEIGHTON PAISNER (RUSSIA) LLP и секция юристов АКАР. С презентацией Рекомендаций выступили Елена Трусова, партнер Bryan Cave Leighton Paisner LLP и Евгений Орешин, советник Bryan Cave Leighton Paisner LLP.

В церемонии подписания Рекомендаций принимали участие Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России; Владимир Шипков, исполнительный директор AIPM, Сергей Пискарев, президент АКАР; Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ); Ольга Пентегова (АРФП); Лилия Титова, исполнительный директор, СПФО и Марина Чернова, директор программ Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).


Члены АКАР
Партнёры АКАР