Профессионально-общественная аккредитация: вклад АКАР в развитие образования в России

8 February 2024

Одной из ключевых миссий АКАР является деятельность, направленная на улучшение качества подготовки специалистов в сфере рекламы и коммуникаций. С 2015 года эксперты ассоциации проводят профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ (ПОА).

Целью профессионально-общественной аккредитации является повышение квалификации выпускников вузов и, в конечном итоге, достижение эффективного партнерства между сферами труда и образования. Это один из элементов независимой оценки качества обучения, соответствующий федеральным законам и отраслевым стандартам. В России насчитывается около 120 организаций, занимающихся профессионально-общественной аккредитацией. Большинство из них реализует ПОА по широкому спектру учебных программ.

АКАР включена в официальный перечень аккредитующих организаций. Эксперты ассоциации проводят независимую оценку уровня профессиональной подготовки выпускников образовательных программ по таким направления, как менеджмент, маркетинг, маркетинговые коммуникации, реклама, журналистика, медиакоммуникации, дизайн и другим смежным направлениям. Это, как правило, те специальности, в которых представители комиссии имеют большой опыт и знания, являются непосредственными участниками процесса, что позволяет им давать конкретные рекомендации по совершенствованию методики обучения, а не ограничиваться только подготовкой документов.

Всего за прошедшие годы АКАР аккредитовала 36 программ в 8 вузах. Первое свидетельство ассоциация вручила в 2016 году РЭУ им. Г.В.Плеханова. В 2022 году АКАР дала аккредитацию образовательной программе «Маркетинг и брендинг» УрГЭУ, а в 2023 сертификаты получили четыре программы РУДН.

Прохождение ПОА дает, как уже было сказано, возможность получения рекомендаций от ведущих экспертов коммуникационного рынка. Помимо этого, аккредитация — это шанс привлечь партнеров из числа работодателей к реализации программ подготовки. Постепенное повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и укрепление бренда образовательного учреждения — преимущества ПОА АКАР.
Кроме того, получение сертификата позволяет рассчитывать на увеличение бюджетных мест по соответствующей программе.

В каждой процедуре аккредитации, проводимой Комиссией АКАР по ПОА, задействовано не менее трех экспертов — представителей работодателей, академической среды и студенчества. Так как в маркетинговой индустрии постоянно появляются новые механизмы и инструменты, перед началом работы специалисты проходят обучение и сертификацию. На первом этапе они получают общие знания о профессионально-общественной аккредитации, а на втором — участвуют в тренинге. Так эксперты узнают современные тенденции процесса ПОА и требования к запрашиваемым материалам, а также делятся ценной информацией с коллегами. Все это позволяет повысить качество и скорость работы по аккредитации.

В Комиссии АКАР по ПОА определена дорожная карта — следуя ей, специалисты качественно и быстро делают свою работу. Они детально изучают присланные материалы и другую информацию, в том числе интернет-ресурсы соответствующего учебного заведения. Эксперты также пользуются данными, касающимися сфер, в которых могут работать выпускники вуза.

ПОА состоит из нескольких этапов. Образовательное учреждение подает заявку на аккредитацию в АКАР — подписывается договор на проведение аккредитации, в котором определяется порядок действий. Далее вуз проводит самообследование. Затем формируется экспертная комиссия. В рамках ПОА специалисты проверяют учебные планы, ВКР, курсовые работы и другие материалы на соответствие профессиональным стандартам, а также посещают занятия. Комиссия АКАР разработала уникальную методику, включающую в себя проведение опроса студентов, выпускников, преподавателей и работодателей с целью выявления широкого спектра мнений о качестве подготовки в рамках аккредитуемой образовательной программы. Представители Комиссии по ПОА готовят отчет, и, в случае положительного решения, образовательная организация получает соответствующий сертификат, а информация о программе вносится в Реестр системы профессионально-общественной аккредитации АКАР.

Алан Абаев, председатель Комиссии АКАР по ПОА, декан факультета рекламы и связей с общественностью, зав. кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ:

«Существенное отличие в том, что в состав Комиссии входят не менее трех экспертов, представляющих работодателей, академическое сообщество и студенчество. Важным является то, что все специалисты проходят обучение перед аккредитацией».

Александр Бородай, член Совета АКАР по ПОА, декан факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций МосГУ, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации:

«Комиссия АКАР изучает учебные планы и программы, практические знания студентов и предлагает рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов для индустрии коммуникаций. Ассоциация выдает свидетельства о прохождении профессионально-общественной аккредитации, которые подтверждают качество обучения бакалавров и магистров в конкретном вузе.

Профессионально-общественная аккредитация учитывается при прохождении
государственной аккредитации, либо аккредитационного мониторинга.

Наличие свидетельства о прохождении ПОА является важным имиджевым элементом для поступающих абитуриентов. Документ действителен 5 лет
».

Сергей Веселов, вице-президент АКАР, академик Российской академии рекламы, сопредседатель комиссии экспертов АКАР, советник генерального директора НСК, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ:

«В нашей стране различные рекламные дисциплины реализуются более чем в 100 вузах, и при этом далеко не всегда уровень преподавания, особенно в части привлечения квалифицированных практиков из рекламного бизнеса, оказывается высоким. Вместе с этим спрос со стороны рекламной индустрии на сотрудников в последние годы только возрастает, причем как на специалистов-рекламистов «широкого профиля», так и на профессионалов в новейших и наиболее востребованных сегодня областях индустрии — в цифровом маркетинге, нативной рекламе, меркетплейсах, различных сегментах онлайн-видео, программатик-технологиях и так далее. В этой связи объективно возникает необходимость устанавливать какие-то «критерии качества» для подготовки выпускников вузов. Профессионально-общественная аккредитация, проводимая АКАР, на мой взгляд, является одним из наиболее удачных инструментов, позволяющих оценить реальный уровень учебных программ и подготовки специалистов».

Евгений Балдин, директор по стратегии и исследованиям Media Instinct Group, старший преподаватель Школы коммуникаций ВШЭ:

«Аккредитация проводится с участием профессионалов высокого уровня, работающих в индустрии. Это коллегиальная оценка, то есть субъективность исключается. Члены комиссии проводят всесторонний мониторинг всех показателей, влияющих на качество образовательных услуг. Это не формальная процедура, а серьезная вдумчивая работа».