В этом материале Александр Огаджанян рассказал о том, как изменилась рекламная отрасль после пандемии и на что обратить внимание в будущем. Статья входит в Российский рекламный ежегодник и не редактировалась по просьбе авторов.
«Вглядевшись повнимательнее понимаешь, то, что должно было умереть – умерло, то, что нужно не только вчера и сегодня, но и завтра, и послезавтра – цветёт и пахнет. В рекламе всё как в жизни: старое уходит, как бы его не было жалко, а новое делает всё вокруг себя прекраснее, ярче, технологичнее и глобализованнее… Мне кажется, да я уверен – 2020-й провел жирную и окончательную черту под предыдущей эпохой нашей индустрии. Наша индустрия не будет прежней. Никогда!» – рассказывает Александр Оганджанян, вице-президент АКАР, Президент Коммуникационной Группы TWIGA, в своей статье “Поэтом можешь ты не быть…или...Время, вперед!”. — Александр Огаджанян, президент коммуникационной группы TWIGA, вице-президент АКАР, академик Российской академии рекламы
Если говорить о нашей индустрии, то вот интересное, на мой взгляд, наблюдение. Эпоха романтиков, лириков, поэтов в рекламе уходит безвозвратно. Или уже ушла. Вспомните, кто строил наш рынок, кто те гиганты, атланты, сегодня уже немного динозавры: люди одаренные разносторонне с самым разным образованием, смелые, ибо тогда начинать бизнес было конкретно опасно для здоровья, влюблённые в прикольные западные рекламные ролики, романтики с улыбкой и задором строившие новую страну, новую жизнь для своих детей. Люди совершенно точно понимавшие, что креатив — это почти искусство и, если тебе это не близко, иди торговать — там денег больше, но нет того самого флёра избранности, поэтичности, некой даже театральности. А медиа — это умение за бокалом дорого западного напитка, споря у кого галстук дороже, договориться с владельцем ресурса на лучшие условия по скидке. Ведь тогда никто не знал, что существуют джи ар пи, аффинитивность, си пи ти и другие. Сегодня же всё немного по-другому. Реклама, как ей и положено быть — бизнес.
Бизнес тяжелый, сложный, конкурентный. Поэтам, слабакам, рефлексирующим по каждому поводу, тут не место. Мне кажется, да я уверен — 2020 год провел жирную и окончательную черту под предыдущей эпохой нашей индустрии.
Слава богу, мы почти все живы. Мало кто в реальном бизнесе, но рассказать и научить можем многому. Так ведь лучше никто и не расскажет. Правда, то, что тогда казалось чрезвычайно важным сохранить в памяти и сберечь, теперь потускнело и не очень-то и востребовано. Но, поверьте, мы шашками еще помашем. Нам много, что есть досказать.
Прошлогодние весенние передряги показали, что мы можем очень быстро менять свой бизнес и меняться сами.
Главное, не ждать и надеяться, что кто-то нам поможет. А ведь Советами в нас заложено, что государство, должно, нет, обязано нам помогать. И вот с первого дня карантина все ждут, обсуждая в кулуарах, что в Америке уже аж по тыще на руки дают трудящимся, а мы тут никому не нужны. Мы бесконечно ждём помощи от кого-то. В нас намертво сидит, что кто-то нам всегда должен. Больше всех, конечно, государство.
Моё глубокое убеждение, что ждать ни от кого ничего не надо. Надо работать. Надо выигрывать тендеры. Выигрывать прорывными идеями, современными и актуальными подходами. Агентство должно научиться брать на себя ответственность за результат. Мы не можем оставаться в стороне от того, достиг ли клиент своих бизнес-KPI или нет. Просто нарисовать картинку или закупить GRP — очень мало. Надо растить бизнес клиента. Надо быть его партнером. Надо быть кровно заинтересованным в результатах его деятельности.
Конец прошедшего года отчетливо показал, что экономика больше не хочет падать. В четвертом квартале удалось довольно много отыграть. Это даёт надежды, что 21-й год будет позитивным и даст возможность агентствам, заметно облегчившим свои затратные статьи, реабилитироваться, зарабо- тать и смелее смотреть в будущее.
Может быть, хотя бы сейчас все стороны экономического процесса (бизнес, государство, ну и мы — агентства) поймут, что залогом экономического развития страны должна стать Marketing Driven экономика. Только с правильным отношением и соответствующими инвестициями в маркетинг российские производители сумеют реально быть конкурентоспособными на рынке, увеличивать внимание со стороны потребителя, повышать таким образом продажи и развиваться.
Взаимодействие с клиентами, партнерство — вместе строить индустрию, а не противопоставлять друг другу кто важнее или главнее. Именно в этом залог профессионального и бизнес успеха двух сторон (достижения в конкурсах и фестивалях как признание выдающихся профессиональных решений).
Последние публикации раздела