Положение 2024

Полное название: Национальный рейтинг эффективности услуг рекламно-коммуникационных организаций России
Сокращенное название: Национальный Рейтинг Эффективности АКАР (НРЭ АКАР)
Английский вариант: National Rating of Effectiveness RACA (NRE RACA)
Год основания: 2008

Учитывая важность инструментов маркетинговых коммуникаций и рекламных кампаний в контексте возврата рекламных бюджетов и роста показателей бизнеса участников рынка индустрии, и понимая, что наиболее объективной оценкой являются результаты участия в профессиональных фестивалях и конкурсах, АКАР разработал Рейтинг эффективности коммуникационных агентств. 

1. Основные определения:

 1.1. Национальный рейтинг эффективности — это порядковый показатель места заявленного бренда в списке участников по результатам оценки эффективности использования инструментов маркетинговых коммуникаций и рекламных кампаний по ряду критериев и показателей̆.

Чем выше оценка эффективности, тем выше порядковый̆ показатель места в списке.

Первое место рейтинга означает наивысший̆ уровень оценки организации по утвержденной процедуре подсчета Рейтинга.

Объективной основой для ранжирования являются места, занятые на различных фестивалях рекламы и маркетинга за определенный период. Список и вес (количество баллов за призовые места) таких фестивалей формируется ежегодно на основе экспертных оценок членов Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности АКАР – победителей ТОП-10 соответствующих Рейтингов предыдущего года.

Национальный рейтинг эффективности создан, внедрен и ежегодно проводится Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР).

Подсчет Национального рейтинга эффективности осуществляет Исследовательский Центр Ассоциации коммуникационных агентств России (ИЦ АКАР) на основе автоматизированного анализа данных системы показателей для каждого потенциального участника Рейтинга.

Национальный рейтинг эффективности АКАР является уникальным и единственным общепризнанным Рейтингом эффективности в РФ.

1.2 Национальный рейтинг эффективности агентств — Рейтинг агентств, набравших баллы за призовые места и шорт-листы во профильных номинациях универсальных фестивалей и конкурсов, и во всех номинациях профильных фестивалей и конкурсов, список которых определяется ежегодно Комиссией, состоящей из компаний — победителей ТОП-10 Национального рейтинга креативности предыдущего года (Комиссии по весам).

Универсальные фестивали и конкурсы — список из максимально 12-ти фестивалей, в которых представлены номинации по всему спектру рекламной деятельности, включая креатив, медиа, маркетинговые услуги, брендинг, крафт, коммуникационные услуги и т.д. Список фестивалей определяет Комиссия, состоящая из победителей ТОП-10 Национального рейтинга креативности агентств предыдущего года (Комиссия по весам).

1.3 К участию в Рейтинге допускаются любые организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют деятельность на территории России и являются участниками рынка рекламно-коммуникационных услуг, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
К участию в Рейтинге не допускаются физические лица.
 

2. Цель рейтинга

Главная цель рейтинга – качественное развитие и продвижение коммуникационного рынка в РФ 

3. Задачи рейтинга:

  1. Выявление лучших практик для стимулирования здоровой̆ конкуренции среди участников коммуникационного рынка;
  2. Максимально объективная оценка услуг организаций – участников коммуникационного рынка
  3. Формирование, внедрение и регулярное улучшение единой̆ системы услуг на коммуникационном рынке;
  4. Создание общепринятых стандартов и оценок качества услуг на коммуникационном рынке;
  5. Развитие внутренней индустриальной̆ инфраструктуры, создание атмосферы творческого соревнования на коммуникационном рынке;
  6. Повышение мотивации, направленной̆ на создание современных, ярких, неординарных, инновационных, интерактивных, коммуникационных продуктов;
  7. Создание единого индустриального ориентира при выборе партнеров на коммуникационном рынке;
  8. Повышение позитивного знания и положительного имиджа коммуникационного рынка;
  9. Продвижение позитивной репутации российской коммуникационной индустрии за рубежом.

4. Основные принципы Рейтинга эффективности

4.1 Принципы формирования Комиссии:

Комиссия включает в себя представителей победителей ТОП-10 Национального рейтинга эффективности услуг рекламно-коммуникационных организаций России предыдущего года и сопредседателей комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности, избранных на Ежегодной Конференции АКАР. 

4.2 Каждое агентство, входящее в комиссию, обязано персонифицировать представителя (имеется в виду персонификация представителя, принимающего решение). 

4.3 Правила рассмотрения включения фестивалей в Рейтинг: 

  • По представлению членов Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности;
  • По представлению профильных комитетов АКАР, Исполнительной дирекции АКАР;
  • По заявлению фестивалей, при условии наличия рекомендации профильных комитетов и/или членов Комиссии и/или Исполнительной дирекции АКАР.

4.4 Основные критерии ранжирования фестивалей в Рейтинге по зонам (Black, Red, Blue, Green) и определения их весов:

  • Качество работ, получивших награды фестиваля;
  • Состав жюри;
  • Количество и география участников фестиваля, для международных фестивалей – количество участников от России;
  • Общий уровень организации фестиваля:
  • Качество образовательной программы (если таковая предусмотрена);
  • Уровень церемонии награждения победителей;
  • Наличие каталога участников фестиваля и пр.;
  • Скидки, предоставляемые членам 3-х индустриальных ассоциаций: АКАР, РАМУ и АРИР.

5. Процедура выбора фестивалей, их ранжирование и определение их весов:

В связи с ограничением возможности участия агентств из России в ряде международных фестивалей в 2022-2024 гг комиссия по весам имеет право изменить деление на цветовые зоны и правила распределения баллов по своему усмотрению. 

5.1 Четыре уровня фестивалей: 

Все фестивали делятся на 4 уровня. Каждому уровню присвоено «цветовое» определение, фестивали ранжируются по следующим критериям: 

  1. Страна проведения,
  2. Количество поданных работ,
  3. Количество стран – участниц,
  4. Уровень компетентности жюри (обладатели престижных мировых наград),

Green:

  • Фестивали, проходящие на территории постсоветского пространства
  • Количество поданных работ – до 500;
  • Количество стран – участниц – до 5 (страны СНГ);
  • Состав жюри – РФ и страны СНГ + 1-2 хэдлайнера.
  • Максимальный вес фестиваля в данной категории – не более 3 баллов на усмотрение Комиссии.

Blue:

  • Фестивали, проходящие на территории РФ, ближнего зарубежья
  • Количество поданных работ – от 500 до 1500;
  • Количество стран – участниц - от 5 до 20;
  • На 50% международный состав жюри – обладатели престижных международных наград.
  • Вес фестиваля варьируется от 4 до 7 баллов на усмотрение Комиссии;

Red:

  • Фестивали, проходящие на территории Европейских государств
  • Количество работ – от 500 до 3000;
  • Количество стран, участвующих в фестивале – от 20 до 50;
  • Международный состав жюри – победители лучших мировых фестивалей, создатели знаковых кейсов.
  • Вес фестиваля варьируется от 8 до 11 баллов на усмотрение Комиссии;

Black:

  • Фестивали, проходящие на территории Европы, Азии и Америки
  • Количество поданных работ – от 3000;
  • Количество стран – участниц – от 50 и выше;
  • Международный состав жюри – обладателей престижнейших мировых наград, создатели культовых кейсов.
  • Вес фестиваля варьируется от 12 до 15 баллов на усмотрение Комиссии.
  • Все номинации фестивалей приводятся в Приложении №1 к настоящему Положению о Рейтинге эффективности коммуникационных агентств.

 

Список фестивалей, учитываемых в рейтинге, каждый год утверждается Комиссией АКАР по фестивальной и конкурсной деятельности и может меняться. 

5.2. Регламент голосования по выбору фестивалей: 

Голосование проходит в онлайн- или оффлайн-формате.
В случае если участник, входящий в ТОП-10, не сможет участвовать в голосовании, то приглашаются следующие участники с 11 по 20 место до достижения количества голосующих уровня 10 голосов.

При равенстве голосов дополнительное и решающее право голоса имеет один из сопредседателей фестивально-конкурсной комиссии.

Для того, чтобы решения участников, присутствующих в ТОП-20, были наиболее объективными, участники не могут передавать свои голоса другим представителям из первой десятки.

5.3. Процедура утверждения номинаций фестивалей: 

  • Процедура выбора номинаций проходит в несколько этапов, в зависимости от сроков публикации списка категорий и номинаций на официальных сайтах фестивалей. Включение тех или иных номинаций в список, учитываемых в Рейтингах, невозможно после окончания срока подачи работ на фестиваль.
  • Голосование считается состоявшимся в том случае, если более половины агентств, принимавших в нем участие, отдали свой голос. В случае, если агентство, уведомленное о голосовании, отказывается от предоставления голоса в виду различных причин, голос рассматривается как «воздержавшийся».
  • При голосовании за утверждение номинаций универсальных фестивалей в соответствующих сегментах, в ситуации, когда в течении 2-х недель не набран кворум голосов, учитываются номинации, согласованные в предыдущем году.

6. Правила подсчета баллов

6.1 За каждую работу в рамках одного фестиваля и одной номинации баллы начисляются только один раз в зависимости от максимального показанного результата. Если участник получает в одной номинации награды Gold и Grand-Prix за одну работу, АКАР делает запрос в фестиваль для выяснения количества поданных заявок от этого участника в данной категории. 

6.2 Вес награды умножается на коэффициент фестиваля 

6.3 Коэффициенты начисления баллов за полученные награды:

  • за присутствие в шорт-листе – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 1;
  • за 3 место (Bronze) – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 3;
  • за 2 место (Silver) – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 5;
  • за 1 место (Gold) – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 9;
  • за гран-при в категории (Best of content) – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 15;
  • за гран-при фестиваля (Festival Grand-Prix) – значение, присвоенное шорт-листу, умноженное на 18.

6.4 Специальные призы не учитываются. 

6.5 Баллы рассчитываются как среднее арифметическое, согласно правилам математического округления до десятых. 

6.6 Более 100% баллов за награду в рейтинге не начисляется. 

6.7 По умолчанию баллы за награду в Национальном рейтинге эффективности услуг рекламно-коммуникационных организаций России начисляются основной рекламно-коммуникационной организации, указанной в результатах фестиваля. Если основных рекламно-коммуникационных организаций несколько, то 100% баллов делится в равных долях между этими агентствами. 

6.8 Если в качестве соисполнителей в результатах фестиваля указаны другие рекламно-коммуникационные организации, то баллы им могут быть начислены только по решению основного коммуникационного агентства или нескольких основных коммуникационных агентств, о чем они должны уведомить Исполнительную дирекцию АКАР не позднее чем 45 дней после официальной церемонии награждения победителей фестиваля. 

6.9 В случае, если фестиваль в качестве основного агентства идентифицирует медийное агентство, а не коммуникационное, то по решению этого агентства, направленному в Исполнительную дирекцию АКАР официальным письмом в течение 45 дней после официальной церемонии награждения победителей фестиваля, соисполнителем коммуникационным агентством может быть начислено 100% баллов суммарно. Если соисполнитель один, то ему могут начислить все 100% в рейтинге эффективности коммуникационных агентств. 

6.10 Если в качестве основного исполнителя фигурирует клиент, а агентство выступает как соисполнитель (несколько соисполнителей), то баллы агентствам не начисляются до тех пор, пока клиент не уведомит Исполнительную дирекцию АКАР по распределению баллов агентству (нескольким агентствам) в течение 45 дней после официальной церемонии награждения победителей фестиваля. 

6.11 В случае, если в результатах фестиваля победители изначально распределены на коммуникационные и медийные агентства, то каждое агентство/рекламно-коммуникационная организация получает 100% баллов в свой рейтинг. 

6.12 В случае возникновения неучтенных в данном Положении вопросов, они обсуждаются в рамках Комиссии по весам. 

6.13 В Рейтинге эффективности коммуникационных агентств участвуют агентства, зарегистрированные на территории Российской Федерации, получившие награды на фестивалях и в номинациях, входящих в Рейтинг. 

6.14 Если участники набирают одинаковое количество баллов, то они располагаются на одной позиции в рейтинге. В таком случае, позиция следующего участника считается от количества участников, расположенных на предыдущей позиции. 

7. Прочие условия

7.1 Возможные вопросы касаемые Рейтинга высылать на почту: akar@akarussia.ru

7.2 Настоящее Положение ежегодно корректируется Исполнительной Дирекцией АКАР согласно внесенным изменениям и утверждается Председателем Комиссии по фестивальной и конкурсной деятельности. 

7.3 Перед публикацией результатов рейтинга Исполнительная дирекция АКАР согласовывает их корректность с ТОП-10 участников рейтинга.

Датой начала срока согласования считается день отправки письма Исполнительной дирекцией. С этого момента представители агентств должны в течение двух недель (10 рабочих дней) согласовать результаты или предоставить корректировки.

В случае, если Исполнительная дирекция АКАР не получает обратной связи от участников в двухнедельный срок до публикации итоговых результатов, внесение правок со стороны участников невозможно.

После официальной публикации результаты рейтинга может быть скорректирован только в случае необходимости приведения данных Рейтинга в соответствие с законодательством, предписаниями регулирующих органов или в исключительных случаях решениями Совета АКАР, включая, но не ограничиваясь, нанесением репутационного ущерба участнику Рейтинга или Рейтингу в целом, признания участника иностранным агентом или нежелательной организацией, включение в реестр неблагонадежных поставщиков.