АКАР: высшее образование в рекламе должно стать более практикоориентированным

16 Май 2022

Заведующие кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений ведущих ВУЗов страны в 26 раз встретились под эгидой АКАР, чтобы обсудить качество и перспективы российского высшего образования в сфере рекламы. По итогам конференции было выделено одно из главных направлений трансформации учебных программ: увеличение количества часов, выделяемых студентам на практику и стажировки.

Темой XXVI Всероссийской научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений стала цифровизация как фактор повышения качества высшего образования в России. Эксперты осветили вопросы взаимодействия участников рынка труда и организаций сферы образования, а также обсудили возможности для улучшения качества подготовки молодых кадров. 

Традиционно были открыты пять секций: маркетинг, рекламная деятельность, PR, цифровые коммуникации и креатив в рекламе. Мероприятие в онлайн-формате посетили порядка 100 представителей ВУЗов, специалистов агентств и студентов из более чем 20 городов России, таких как Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Киров, Краснодар, Красноярск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Саранск и других.

Уже много лет АКАР уделяет большое внимание профессиональной подготовке молодых кадров, а также помогает укреплению партнерских отношений между профильными ВУЗами и профессиональным сообществом в лице агентств. Всероссийская научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы и связей с общественностью – важнейшее событие индустрии, где эксперты обмениваются ценным опытом в преподавании, делятся актуальными проблемами и совместными усилиями определяют пути для улучшения отечественного образования.

В числе спикеров мероприятия – представители Ассоциации: Сергей Пискарев, Президент АКАР, Валентин Смоляков, Исполнительный директор и Первый Вице-президент АКАР, Владимир Евстафьев, Вице-президент АКАР и AVM Media, Алексей Парфун, Вице-президент АКАР, генеральный директор Agenda media group, Сергей Веселов, Вице-президент АКАР, Директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра НСК, Алексей Вязовцев, Председатель Комитета промоиндустрии АКАР, директор по развитию «Альтер Эго Промоушн», и Екатерина Селявина, вице-президент АКАР и Президент коммуникационной группы MOViE.

Сфера рекламы не стоит на месте, особенно сейчас, когда за считанные дни исчезают одни инструменты и тренды, а им на смену приходят другие. В такое время стремительных изменений рынок ощущает сильную потребность в высококлассных специалистах, которые отлично владеют рекламным мастерством в теории и на практике, а также умеют оперативно принимать оригинальные рабочие решения. 

По итогам обсуждения участникам конференции удалось составить единые рекомендации, которые будут представлены на рассмотрение государственным органам и помогут привнести положительные изменения в систему образования. Среди мер – усилить практикоориентированность ВУЗовской подготовки, а именно увеличить количество часов, выделяемых студентам на практику, и внедрять различные форматы практик и стажировок. Было предложено внедрить современный электронный документооборот и, помимо аудиторных занятий, обеспечить вариативность подготовки студентов, которая будет учтена как работа по дисциплине. Наконец, эксперты выдвинули идею сделать возможным изменение образовательных программ в разрезе навыков и умений, актуальных на рынке труда.

Александр Бородай, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, декан факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства Московского гуманитарного университета: 

«Необходимо отдать должное АКАР. Это единственная профессиональная ассоциация, которая так предметно развивает сотрудничество с вузами на протяжении длительного периода. 
 

В России подготовкой по направлению «Реклама и связи с общественностью» занимаются более 200 вузов. Примерно 100 профильных кафедр этих вузов ежегодно представлены на научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. Все эти замечательные люди и преданные делу специалисты общаются в рамках конференции вот уже 25 лет.

Два последних года конференции проходили online. В этом году РГГУ и А. Л. Абаев взяли на себя миссию обеспечить встречу в стенах вуза, возвращаясь к многолетним традициям. Надо отметить, что за четверть века конференции проходили в 17-ти разных вузах и в 4-х городах. Конференции проходили: в МГАХМ (1997), МосГУ (Институт молодежи) (1998, 1999, 2005, 2015), МГУ им. М. В. Ломоносова (2000), МГИМО (У) (2001), ВГИК (2002), СПбГУ (2003), МГУП им. Федорова (2004), МГУИЭ (2006), НГПУ (2007), НИУ ВШЭ (2008), РУДН (2009), МАБиУ (2010), РГГУ (2011), КГУКиИ (2012), РГТЭУ (2013), РЭУ им. Плеханова (2014), РАНХиГС (2016, 2019 ), Московский Политех (2017), ФУ при Правительстве РФ (2018), АКАР (в дистанционном формате,  2020), АКАР (в дистанционном формате, 2021). В 2022 году около 30 человек приехали в РГГУ и еще 10 наших коллег подключались для участия в виде режиме.

Одна из главных задач научно-методической конференции состоит в том, чтобы влиять на качество подготовки специалистов в области коммуникаций. В этом году состоялся плодотворный обмен опытом между представителями вузов. Свой взгляд на развитие цифровых коммуникаций изложили и представители АКАР. В выступлениях участников было высказано много интересных идей и практических решений в подготовке кадров для индустрии коммуникаций. В этом и есть главная цель нашей конференции».

Алан Абаев, доктор экономических наук, профессор, декан факультета рекламы и связей с общественностью, заведующий кафедрой интегрированных коммуникаций и рекламы РГГУ:

«Очень важно, что в это непростое время мы проводим данную конференцию, чтобы обменяться мнениями и выработать соответствующие рекомендации для государственных органов в деле формирования компетенций будущих специалистов в коммуникационной сфере. Сфера коммуникаций динамично развивается и образовательные программы ВУЗов должны соответствовать новым требованиям, а не предлагать студентам устаревшую информацию.

Комиссия по профессионально-общественной аккредитации АКАР занимается не только аккредитацией образовательных программ, но и дает рекомендации по актуализации учебных планов тем кафедрам и факультетам, которые проходят аккредитацию. Эти рекомендации направлены, в первую очередь, на приведение получаемых студентами знаний и навыков в соответствие с требованиями рынка труда.

Центром проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью РГГУ было проведено несколько исследований платформенной занятости. В результате проведенных исследований были определены важнейшие мотивы, побуждающие людей разных возрастов и социального положения работать на принципах платформенной занятости.

Если говорить о студентах, обучающихся на направлениях подготовки, связанных с маркетингом и коммуникациями, то именно платформенная занятость позволяет им максимально рано “входить” в профессию и попробовать себя в разных ипостасях маркетинговой деятельности.

Такая возможность, помимо выявленных мотивов, очень важна еще с той точки зрения, что появляется возможность диалога студента и преподавателя, т.к. работающий студент может (и должен) способствовать приближению программы подготовки требованиям рынка труда. 

Именно заинтересованность преподавателей, представителей коммуникационной сферы и самих студентов в формировании соответствующих компетенций выпускников позволяет готовить квалифицированных специалистов».