Цифровые технологии расширяют потенциал высшего образования

22 Май 2023

27–29 апреля под эгидой АКАР прошла XXVII Всероссийская научно-методическая конференция. Заведующие кафедрами рекламы, маркетинга, PR и первые лица агентств обсудили возможности улучшения качества подготовки молодых кадров, в том числе за счет использования цифровых сервисов и нейросетей.

Проблема нехватки кадров на медиарекламном рынке не нова, при этом высокий спрос на услуги в области продвижения остается. На этом фоне привлечение в индустрию талантливых конкурентоспособных работников и создание условий для повышения квалификации уже опытных специалистов является одной из главных задач АКАР.

Конференция 2023 года прошла в стенах факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова под темой «Стратегические коммуникации: теория и практика». Более 50 участников: преподаватели ВУЗов Москвы, регионов и директора рекламных агентств, собрались на одной площадке для обмена опытом и научными достижениями.

В числе спикеров мероприятия — представители АКАР и АРИР:

  • Сергей Пискарев, Президент АКАР
  • Валентин Смоляков, Первый Вице-президент АКАР
  • Владимир Евстафьев, Вице-президент АКАР и AVM Media, Руководитель конференции, заведующий кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Сергей Веселов, Вице-президент АКАР, Директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра НСК, Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
  • Ольга Барская, сопредседатель комитета медиаагентств АКАР и вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу OMD OM Group
  • Ирина Романова, сопредседатель комитета АКАР по фармкоммуникациям, исполнительный директор PHD
  • Александр Оганджанян, сопредседатель комитета АКАР по фармкоммуникациям, президент и основатель Twiga Communication Group, академик Российской Академии Рекламы (РАР)
  • Борис Омельницкий, Президент АРИР
  • Елена Врацкая, вице-президент АРИР, председатель комитета АРИР по образованию, Head of Digital Education department Мedia Direction Digital (Media Direction Group)

Мероприятие создает вокруг себя единое информационное поле: эксперты в полном объеме анализируют изменения в образовательной сфере, ее перспективы и проблемы, предлагают новые методики преподавания, оптимизации учебных программ, способы эффективного сотрудничества ВУЗов с коммерческими партнерами, отраслевыми организациями и государством. АКАР объединяет усилия педагогического и бизнес-сообществ, чтобы определить шаги по модернизации системы подготовки высококлассных рекламистов.

Цифровизация

Традиционно на конференции работали пять секций: маркетинг, реклама, связи с общественностью и креатив. Отдельное внимание уделено цифровым коммуникациям и технологиям.

Интернет-инфраструктура приближает традиционное образование к реальным требованиям на рекламном рынке труда. Опыт российских ВУЗов показал: инновации делают обучение более мобильным и доступным, повышают уровень вовлеченности и мотивации студентов нового поколения. Процесс занятий предполагает максимум интерактивности и даже может обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся.

К технологичным решениям относят электронные библиотеки, онлайн-курсы, видеоуроки, VR/AR-лаборатории, нейросети. Последние даже используются в роли виртуальных ассистентов, которые проверяют домашние задания и дают обратную связь студентам. А PR-специалисты с помощью нейросети могут создавать контент, распознавать тренды, прогнозировать успешные кампании и реакции аудитории. К слову, во Всероссийской научно-методической конференции тоже был задействован искусственный интеллект, а точнее — аватар.

Платформа образования «НаВерх»

С каждым днем появляется все больше инструментов, которые необходимо осваивать для создания актуальных креативов: тренды рекламного рынка находятся в постоянной динамике. Поэтому обучение молодых специалистов должно быть практикоориентированным, чтобы студенты успевали за постоянно меняющимся миром маркетинга. АКАР видит своей целью улучшить качество образования в том числе с помощью нового проекта «НаВерх», инициированного Северо-Западным представительством ассоциации.

«НаВерх» станет онлайн-платформой для студентов и работодателей и будет содержать несколько разделов. Как начинающие рекламисты, так и компании, которым нужны стажеры, смогут отслеживать учебные планы и практику в специальном календаре ведущих институтов, университетов и профильных организаций. Более того, молодые специалисты смогут просматривать доступные программы стажировок от партнеров-агентств на ярмарке вакансий, а на одноименном портале — самостоятельно выбирать места прохождения практики. На платформе также будут проходить вебинары от ведущих специалистов рынка, которые расскажут, как максимально плодотворно сотрудничать со своим местом практики.

Проект «НаВерх» пройдет при сотрудничестве с фестивалем Red Apple. В июне этого года в Red Apple появится новая номинация молодых креаторов: участники этой номинации получат возможность работать по реальным брифам партнеров «НаВерх» — известных российских компаний. Лучшие работы смогут побороться за лидерство в фестивале. Обо всех деталях расскажем позднее — следите за новостями!

Владимир Евстафьев, Вице-президент АКАР и AVM Media, Руководитель конференции, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова:

«Прежде всего хочу выразить благодарность АКАР за блестящую организацию мероприятия. Это была первая масштабная послековидная очная Всероссийская научно-методическая конференция. Ее посетило множество экспертов, которые с энтузиазмом участвовали во всех дискуссиях и уже давно стремились в формате живого общения обсудить самые актуальные вопросы образования в рекламном бизнесе.

Конференция уникальна, поскольку инициатива ее провести исходит от рекламных агентств. Они высоко заинтересованы в том, чтобы вузы, где обучаются их будущие кадры, могли собираться на одной площадке для нетворкинга. Кроме того, отмечу позитивную тенденцию: если последние годы конференцию посещал преимущественно неизменный состав экспертов, то сейчас появились новые лица из других учебных заведений. Это замечательно и значит, что конференция по-прежнему нужна и востребована».

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, доктор филол. наук, профессор, академик РАО:

«Для теоретиков и практиков рекламы конференция стала прекрасной площадкой обмена знаниями и опытом, поскольку на ней обсуждались ключевые темы, связанные с развитием отрасли. Это и социальные медиа, и управление репутацией, и актуальные вопросы формирования общественного мнения с учетом развития цифровой среды, и новые методы работы в сфере рекламы и маркетинга.

Одной из главных особенностей конференции стало то, что на секциях активно дискутировали заведующие кафедрами — высококвалифицированные специалисты, которые не только владеют академическими компетенциями в своей области, но и обладают практическим опытом преподавания, а также проведения проектов и кампаний.

Организаторы конференции проделали огромную работу. Уверена, что именно такие научные, точнее научно-практические мероприятия дают импульс дальнейшему росту рынка рекламы, маркетинга и PR. Надеюсь, что конференция на факультете журналистики МГУ подтвердила свой статус хорошей площадки для обмена экспертизой и идеями не только между известными профессионалами, но и в студенческой среде»
.

Элеонора Глинтерник, модератор секции конференции «Креатив», заведующая кафедрой рекламы Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, доктор искусствоведения:

«Конференция — уникальное профессиональное сообщество, аналогов которому нет в России. На протяжении 27 лет она существует благодаря поддержке АКАР, и конечно же, инициативе Владимира Александровича Евстафьева.

Можно сказать, что в плане обучения по образовательным программам рекламы и связям с общественностью мы росли и совершенствовались вместе с конференцией. Нужно помнить, какие трудности были в конце 1990-х годов, когда не было учебников, дипломированных специалистов. Чему и как учить, какие дисциплины вводить в учебный план, — было постоянной проблемой.

Система высшего образования — объективно достаточно консервативная институция. Рынок стратегических коммуникаций меняется очень быстро, учебники поспеть никак не могут, сегодня мы столкнулись с тем, что нет учебников по новейшим технологиям, связанным с искусственным интеллектом и нейросетями. Поэтому единственным источником новейшей достоверной информации для нас всегда была и остается конференция. Представители отрасли, которые всегда привлекались к участию, помогали погрузиться в актуальную проблематику подготовки востребованных кадров на том или ином отрезке развития, по-прежнему остающейся молодой, рекламной индустрии.

Можно отметить традиционно высокий уровень проведения XХVII конференции и актуальную информационную насыщенность программы, и искренне поблагодарить за предоставленную возможность общения с коллегами из различных регионов уже в постковидном пространстве».