Банкиры и предприниматели теперь обязаны думать о деловой репутации

29 Апрель 2014
Коммуникационное агентство GenerationBrand&Communications, совместно с Северо-Западным представительством АКАР и агентством "Интерфакс", организовало круглый стол, на котором представители банковской сферы и рекламного сообщества обсудили, как повлияет новое указание Центробанка о проверке деловой репутации клиентов на работу банков и деятельность предпринимателей. 

Напомним, в апреле Центробанк озвучил требование для всех банков проверять деловую репутацию новых клиентов до открытия их счетов. Фактически, это поправка к положению Банка России от 19 августа 2004 года «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Теперь, прежде чем принять клиента на обслуживание, банк запрашивает о нем рекомендации от партнеров клиента или других банков. 

По мнению участников круглого стола, новое указание добавило работы банкам – придется тратить больше времени на оформление дополнительных бумаг. С другой стороны, по словам директора  Северо-Западного филиала "Росбанка" Ивана Власенко, новый указ всего лишь формализует процессы, которые происходили в банковской сфере и до этого. «В том числе, службы безопасности банков общались друг с другом», - подчеркнул банкир. По его словам, еще несколько лет назад отказать клиенту в обслуживании было крайне сложно, теперь же, имея официальный документ Банка России, банки могут, не опасаясь судебных разбирательств, отвергнуть не понравившегося клиента. Он также заметил, что если в банк обратилась компания, только начинающая развивать бизнес, финансовое учреждение должно следить за ее работой в процессе первого года обслуживания и «уточнять у партнеров клиента и себя самого, какие операции проводились». 

Новый указ лишний раз обращает внимание и банковского сообщества, и самих предпринимателей на понятие деловой репутации. По словам директора Северо-Западного представительства АКАР Натальи Пилатовой, на Западе деловая репутация – одно из основных понятий бизнеса, и то, в каком банке обслуживается компания – тоже показатель ее деловой репутации. В нашей стране такого пока нет. Руководитель пресс-службы банка "ВТБ24" Иван Макаров рассказал о том, что у нас иногда происходит с точностью да наоборот – он привел в пример случай, когда мошенники, прикрываясь именем известного банка, уговаривали пенсионеров перечислять внушительные суммы на его счета, обещая хорошие комиссионные. «Беря на обслуживание клиентов с сомнительным прошлым, банки рискуют своей собственной репутацией», - считает генеральный директор коммуникационного агентства GenerationBrand&Communications Борис Григорьев. По его словам, современные системы мониторинга деловой репутации, которыми банки пока не пользуются, способны быстро просканировать отзывы об их клиентах и облегчить работу служб безопасности банков. 

По мнению участников круглого стола, новый порядок проверки деловой репутации требует доработок, но в целом, апрельское указание ЦБ – это хорошее начало. «То, что мы начинаем уделять внимание такому понятию, как репутация, не может не радовать», - отметил Иван Макаров. В свою очередь начальник юридического отдела "Судостроительного банка" Максим Широватов заметил, что теперь негативный отзыв о корпоративном клиенте от других банков поможет обосновать позицию банка в случае отказа в открытия клиенту счета. 

Его поддержал советник управляющего Санкт - Петербургского филиала "Русьрегионбанка" Александр Тимофеев. «Нам очень нравится, что у нас появился механизм воздействия на клиента и официальная возможность ему отказать», - отметил он. По словам Ивана Макарова, потенциальных клиентов банка нововведение коснется скорее «в моральном плане». «Это послужит напоминанием, что есть понятие репутации, и им надо дорожить», - уточнил он. «Новые требования ЦБ заставят компании более внимательно относиться к своей репутации и ответственно подходить к своему имиджу в деловых кругах», - считает генеральный директор коммуникационного агентства Generation Brand&Communication Борис Григорьев.